Ремонт мотора стиральной машины своими руками

двигателю требуется ремонтДвигатель стиральной машины является сердцем агрегата, самый важный орган, без которого не будут работать все остальные. Разумеется, когда двигатель сгорает, нужно решать эту проблему как можно быстрее, но покупка новой детали может обойтись довольно дорого. Собственно, как и покупка новой машины. Но что если можно сделать ремонт двигателя стиральной машины и дать ему тем самым вторую жизнь? Давайте посмотрим, возможно ли это, и если да, то как?

Сначала «движок» нужно снять

Есть три типа двигателей СМ: инверторные, коллекторные и асинхронные. На данный момент большинство стиральных машин во всем мире снабжены именно коллекторными моторами, поэтому на их примере и рассмотрим весь порядок действий.

Начинать, естественно, нужно с разбора стиральной машины и изъятия самого двигателя. Отключите свою домашнюю помощницу от всех коммуникаций и расположите ее таким образом, чтобы иметь к ней свободный доступ со всех четырех сторон. Начинайте действовать.

  • Снимите панель, скрывающую инженерные коммуникации. У машин с фронтальной загрузкой это задняя панель, у машин с вертикальной – боковая. Открутите болты и сдвиньте стенку вниз.убираем заднюю стенку корпуса
  • Найдите шкив (большое колесо, соседствующее с барабаном) и заходящий на него приводной ремень. Возьмитесь за ремень в этом месте, проверните шкив и снимите ремень. Алгоритм действий напоминает замену велосипедной цепи.снимаем приводной ремень
  • Снимите проводку с мотора.снимаем проводку с двигателя ослабляем винты
  • Накидным ключом или другим подходящим инструментом выкрутите шурупы, удерживающие мотор в гнезде.как снять двигатель Занусси
  • Достаньте двигатель. Он держится на прямых шпильках, поэтому нужно вынимать его, немного раскачивая вниз-вперед. Опытные мастера слегка постукивают молотком для облегчения задачи, но лучше все-таки не рисковать, вы ведь не хотите ненароком повредить деталь.

Обычно процесс демонтажа дается пользователям легко. Теперь, когда электродвигатель у вас в руках и перед глазами, можно приступать к диагностике.

Тестовый запуск извлеченного двигателя

Необходимо запустить двигатель в тестовом режиме. Для этого найдите источник переменного тока напряжением 220 Вольт. Обмотки ротора и статора соедините в последовательную цепь, а источник переменного тока подсоедините к оставшимся разъемам.

Важно! Чтобы подстраховать себя на случай короткого замыкания в моторе, необходимо включить в цепь еще и электрический прибор мощностью примерно 500 Ватт, подойдет ТЭН стиралки или какая-нибудь мощная лампа, если замыкание все-таки случится, ТЭН начнет быстро греться, а лампа – ярко гореть.

Вам очень повезет, если найдете мощный автомобильный трансформатор, мощностью выше 500 Ватт, с его помощью очень хорошо питать цепь. Обороты действующего двигателя будет проще контролировать. Предохранители силой тока 5-10 Ампер можно включить в цепь для большей безопасности.подключаем двигатель к электросети

Когда двигатель начнет вращаться и наберет скорость, посмотрите, нет ли сильного искрения в месте соприкосновения щеток и коллектора. Если искрит сильно, скорее всего, электродвигатель неисправен. Вообще щетки, ламели коллектора, а также обмотки ротора и статора – наиболее уязвимые детали мотора, которые чаще всего выходят из строя.

Проверяем элементы двигателя тестером

Если причина неисправности кроется в обмотке ротора или статора, это можно опознать по специфике работы двигателя: мощность слабовата, появляются посторонние шумы, а во время тестового запуска он очень греется. Проверить такую догадку поможет мультиметр. Его необходимо настроить на измерение сопротивления. Теперь сделайте следующее:

  • найдите паспорт двигателя, где даны референсные значения замеров. Далее последовательно прикладывайте щупы мультиметра к ламелям ротора. Расхождения в значениях не должны составлять больше 0,5 Ом, а сами значения должны соответствовать референсным. Если есть отклонение, имеет место быть межвитковое короткое замыкание;проверяем двигатель мультиметром
  • если паспорта нет, можно попробовать тактильный и обанятельный способ определения неполадки. Если сопротивление в ламелях недостаточное, сила тока увеличивается, что приводит к нагреву ламелей, вы почувствуете это пальцами. При этом появится характерный запах горелого;
  • если же сопротивление, наоборот, зашкаливает во время прозвонки, это говорит об обрыве в одной из обмоток;
  • теперь по той же схеме нужно прозвонить статор мотора. Выполните замеры сопротивления между контактами обмоток;
  • теперь нужно проверить замыкание обмоток к корпусу статора. Один щуп мультиметра приложите к железной части статора, а другой ко всем контактным кольцам по очереди.

Если статор работает без перебоев, значение сопротивления будет очень высоким, скорее всего, достигнув сотен Мега Ом.

Целы ли ламели?

Ламели ротора держатся на нем за счет специального клейкого материала. Когда ротор клинит, или происходит замыкание между витками, происходит сильное нагревание и начинается отслоение ламелей. Также возможно, что в роторной секции оборвался контакт.проверяем ламели

Иногда на ламелях появляются мелкие зазубринки, из-за которых щетки быстрее изнашиваются и сильно искрят. Причинами такой поломки могут быть заклинивание ротора или начало стирки с открытыми створками барабана в машинах с вертикальным типом загрузки.

Целы ли щетки?

Щетки являются частью мотора, поэтому для диагностики их нужно достать оттуда. Разберем алгоритм действий на примере стиральной машины Бош с вертикальной загрузкой. Производители Бош во всех своих моделях используют стандартные коллекторные двигатели, поэтому описанная ниже информация будет актуальна для подавляющего большинства владельцев стиральных машин.

  • Снимите двигатель и поставьте так, чтобы удобно было с ним работать.
  • В старых моделях двигателей щетки располагались под верхней крышкой, поэтому приходилось демонтировать двигатель, чтобы добраться до них. Если ваш двигатель именно такого образца, пометьте чем-нибудь расположение фиксирующих винты на корпусе и статоре прежде, чем разбирать их. Можно использовать яркий маркер или нацарапать отметины чем-то острым.проверяем щетки двигателя

Если вы перепутаете стороны при последующей сборке, лишь запустив машину, столкнетесь с тем, что катушка тахогенератора сгорит. Тахогенератор отвечает за скорость оборотов двигателя, а сама катушка намотана на проволоке толщиной с волос. При ошибке напряжение будет подано не на щетки, а на катушку, что и приведет к перегоранию.

Обратите внимание! Конечно, можно вернуть катушку статора на место, но только регулировать обороты двигателя не получится, хоть сам он и будет работать довольно исправно.

  • В современных же двигателях щетки снимаются без разборки. Найдите сторону электродвигателя, противоположную валу. Там вы увидите специальные площадки, каждую с подведенным к ней одним проводом. Чтобы вытащить щетку, уберите клемму с площадки, поддев ее чем-то острым.устанавливаем новые щетки
  • На площадке вы увидите две небольшие ниши. Сдвиньте площадку влево так, чтобы выемки совпали с металлическими бортами-держателями щетки.
  • Подденьте чем-нибудь щетку и достаньте ее.

Теперь внимательно посмотрите на изделие. Новые щетки в длину составляют около 35 миллиметров, а те, что уже долго были в эксплуатации, 5-10 миллиметров. Опираясь на эти данные, определите, пригодна ли еще ваша щетка для службы.

Устранение неполадок в двигателе

Все описанные выше неполадки вполне доступны для ремонта своими руками. В руководстве ниже мы пойдем по пути от простого к сложному, и начать следует с щеток.

Нет смысла подробно описывать процесс установки, так как он понятен интуитивно. В крайнем случае повторите описанные выше действия в обратном порядке. Однако что касается самих деталей, о них все же следует сказать несколько слов.важно правильно подобрать электрощетки

Практически все щетки, произведенные на заводах, являются клееными, а отыскать в розничных магазинах оригинальные запчасти мало кому удается.

А вот цельных элементов от сторонних производителей на полках магазинов пруд-пруди, и это озадачивает простых пользователей. Тем более в интернете некоторые мастера активно уговаривают использовать клееные щетки из-за их мягкости, однако убедиться на практике, правда это или нет, просто не представляется возможным, так что и озадачиваться не следует: берите, что найдете.

Следующий по сложности ремонт – ламели ротора. Если проблема запущена, и отслоение ламелей слишком сильное, ротор не подлежит ремонту. А вот если ламели отслоились всего на +- 0,5 мм, то поможет токарная проточка.как восстановить ламели

  • Хорошо зафиксируйте ротор на станке.
  • Запустите станок.
  • Сделайте выравнивание по толщине.
  • Когда процедура окончена, необходимо идеально вычистить зазорчики между ламелями, чтобы там не осталось ни соринки.
  • Далее прозвоните ламели на сопротивление мультиметром. Если все еще не исчезло короткое замыкание, повторяйте процедуру зачистки до его полного устранения.

Внимание! Такой способ починки является недолговечным, так как он устраняет следствие неполадки, а не ее саму и не ее причину, лучше нового заводского коллектора починенный старый работать точно не будет.

А что делать тем, чьи ламели отслоились больше, чем на 0,5мм или вовсе отклеились? Смело можете избавляться от старого ротора. Он практически не подлежит ремонту. В редких случаях можно что-то сделать, но без специального дорогостоящего оборудования не обойтись. Что касается обмоток статора и ротора, произвести починку опять же можно, но это экономически нецелесообразно. Своими руками вы не управитесь, нужно искать человека, который согласится перемотать обмотку, но он возьмет за это такую цену, что проще купить новый двигатель и даже заплатить мастеру за установку.

   

Комментарии читателей

  • Поделитесь своим мнением - оставьте комментарий

Добавить комментарий