Как запустить мотор стиральной машины?

Как запустить мотор стиральной машиныМашинки Вятка производились на кировском заводе «Веста» с начала девяностых годов. Бытовая техника того времени делалась «на века» – некоторые модели исправно работают даже сегодня. В производстве использовались самые мощные и надежные моторы, которые и спустя 40 лет спокойно выполняют свои функции.

Даже если вы давно обновили Вятку, и убрали старую стиралку в гараж, мотор от нее всегда пригодится в хозяйстве. «Вечный» движок можно использовать для самоделок. На его основе умельцы мастерят газонокосилки, различные станки, кормодробилки, бетономешалки. Каким образом запустить двигатель от стиральной машины? Как проверить, в рабочем ли он состоянии?

Варианты подключения и запуска «движка»

Электромоторы старых машин-полуавтомат Вятка работают от однофазной электросети. Движки выполнены из нескольких катушек и конденсатора. На корпусе можно отыскать маркировку двигателя и почитать об его основных характеристиках в интернете.

Моторы стиралок Вятка-автомат, выпущенных в разное время, немного отличаются друг от друга, однако их основные характеристики практически идентичны. Максимальная скорость всех электродвижков составляет 2200 об/мин. при отжиме, и 450 в процессе стирки.

На электромоторах машинок Вятка предусмотрено шесть (реже пять) контактов для подключения, единичны случаи двигателей с восемью клеммами.назначение выходов на двигателях с 5 клеммами

Подключаются движки с пятью и шестью контактами почти одинаково. Единственное различие – в электромоторах с 6 выводами придется «запитать» 1 и 4 клеммы. За счет этого получится создать общий провод для подведения устройства к электрической сети.

Чтобы подключить движок от стиралки к электросети, необходимо подготовить:

  • сетевую вилку;
  • 2 провода, обычный со штекером и один раздвоенный.

Это самый примитивный вариант подключения, когда не предусматривается ни конденсатор, ни тумблер. Алгоритм действий будет следующим:подключение мотора от стиралки

  • подсоедините к одному разъему сетевой вилки проводок со штекером, ко второму – «двойной» кабель;
  • найдите на шестиклеммном моторе 1 и 4 выводы (маркировку контактов можно глянуть на защитном корпусе);
  • подключите к 1 и 4 клемме контакты «раздвоенного» провода, тем самым объединив выводы;
  • цельный провод, подведенный к сетевой вилке, подключите к клемме №2.

Теперь сетевую вилку разрешается воткнуть в розетку. Ротор электромотора станет крутиться. Заметьте, что вращаться он будет только в одном направлении.

Чтобы поменять сторону вращения, нужно своими руками переставлять концы обмотки. Для обеспечения автоматического реверса движка рекомендуется предусмотреть в схеме тумблер. В таком случае ход движения электродвигателя будет меняться одним нажатием. Конденсатор необходим для защиты мотора от сильных нагрузок.

Поэтому специалисты рекомендуют предусмотреть в схеме еще и конденсатор. Для моторов от машинок Вятка подойдет защитное устройство со следующими характеристиками:

  • емкость – 16 Мкф;
  • напряжение – 500 В.

Схематично покажем, как должно быть организовано подключение движка СМА, если используются тумблер для запуска электромотора и изменения направления его движения, а также конденсатор:схема подключения электродвигателя

На схеме видно, что 1 и 4 выводы объединены раздвоенным проводом. Этот кабель подводится к первому разъему вилки. Вторая и пятая клемма цепляются к тумблеру (на изображении он расположен посередине), предусмотренному для изменения числа оборотов и включения/выключения движка. К его оставшимся выходам подключаются 3 и 6 выводы электромотора.

После подключается тумблер, обеспечивающий реверс двигателя. Он объединяется проводками с нижним тумблером – их клеммы «запитываются» диагонально. Основной кабель ведется к конденсатору. Защитное устройство соединяется со свободным контактом сетевой вилки.

Если подключение организовано правильно, то движок станет запускаться с кнопки. Изменить направление его движения станет возможно одним щелчком. Конденсатор защитит узел от серьезных нагрузок. Такая схема считается наиболее удобной и надежной.

Важно надежно закрепить электродвигатель СМА – при работе он будет вибрировать, поэтому вполне способен повредить собственную обмотку.

Проверяем двигатель с помощью мультиметра

Отыскав в гараже или на даче электродвижок от старой автоматической машины, следует проверить, исправен ли он. Для диагностики двигателя потребуется мультиметр. Также пригодится цифровой измеритель. С его помощью получится узнать мощность, напряжение мотора и создаваемую силу тока.

Первый этап диагностики выполняется с помощью мультиметра – им замеряется сопротивление движка. Прибор необходимо перевести в нужный режим и прислонить щупы попарно к клеммам электромотора.  В норме, на дисплее тестера должны отобразиться следующие значения:проверка мотора от Вятки мультиметром

  • сопротивление между 1 и 5 выводом – в пределах 23,2-26,8 Ом;
  • между клеммой 1 и 2 – от 8 до 9,2 Ом;
  • четвертым и третьим контактом – от 51,1 до 58,9 Ом;
  • 4 и 6 – в пределах от 51,1 до 58,9 Ом;
  • 3 и 6 – от 71,6 до 82,4 Ом.

Когда сопротивление в норме, можно задуматься о вторичном использовании электромотора. При возможности желательно все же проверить его еще на ряд показателей. Это позволит спрогнозировать, как поведет себя движок в работе, как справится с нагрузками, не будет ли перегреваться. Для этого пригодится цифровой измеритель. С его помощью получится узнать мощность, напряжение, вычислить силу тока двигателя.

В норме, замеры этих показателей на минимальных и на максимальных оборотах двигателя должны быть идентичными. При работе на 370 оборотах в минуту исправный мотор выдает:

  • напряжение в пределах 220-230 В;
  • мощность – от 290 до 310 Вт (может меняться в зависимости от модели вашего двигателя);
  • силу тока – приблизительно 1,4-1,5 А.

Даже при увеличении скорости вращения, значения не должны сильно отличаться от нормативных. Если движок выдержал и эту проверку – его точно можно использовать вторично. Электромотор может послужить основой для изготовления бетономешалки, наждачного станка, зернодробилки, газонокосилки и прочих самоделок.

   

1 комментарий читателей

  1. Граватар Сергей Сергей:

    Уважаемый автор, было бы здорово познакомиться с подключением Весты с 8- выводами, где тахометр отдельно выведен, не на клемник. И блок управления на TDA 1085 C. Если у кого есть схема, прошу помочь.

Добавить комментарий