Ремонт двигателя стиральной машины Бош

Ремонт двигателя стиральной машины БошСамостоятельный ремонт двигателя стиральной машины Bosch возможен не при всех поломках. Заменить стертые электрощетки сможет даже мастер-новичок, а сточить ламели или наладить обмотку, нет – это куда сложнее и рискованнее. В любом случае сначала необходимо провести диагностику мотора и уточнить проблему. Проверить двигатель на работоспособность можно несколькими способами. Предлагаем рассмотреть все варианты диагностики, а также инструкции по устранению неисправностей.

Варианты проведения проверки

Практически все стиралки от Bosch оснащены двигателями коллекторного типа, которые раскручивают барабан через ременную передачу. Преимущество данных моторов в том, что их можно тестировать в домашних условиях. Главное, изучить электротехническую схему движка и помнить о правилах безопасности. Подключение в большинстве коллекторных двигателей организуется по следующей схеме:

схема двигателя СМ Бош

Так, соблюдается определенная последовательность. Поданные на мотор 220 Вольт сначала поступают на управляющий симистор, после чего ток идет на контакты реле реверса (II или I), затем на обмотку статора и ротор. Сигнал на переключение режимов и варьирование мощности подает управляющая плата через трансформатор и контактные группы командоаппарата. Регулирует скорость разгона движка тахогенератор, расположенный на корпуса, а сглаживают исходящую силу трения электрощетки.

На стиральных машинах Bosch устанавливаются коллекторные двигатели, подразумевающие ременную передачу.

Статорная обмотка имеет две секции, что позволяет снижать вероятность помех, которые могут возникнуть из-за искр на коллекторе. За счет перемены полярности на проволоке осуществляется смена стороны вращения барабана. При переходе на отжим задействуется предусмотренный отвод. В таком случае электричество подключается к одному из крайних выводов и самому отводу. Если последний опущен, значит, стиралка работает только на стандартном режиме, при этом движение вала медленное и плавное.

Чтобы протестировать коллекторный двигатель своими руками, нужно подать на устройство электричество напрямую. Разряд идет при соединении со статорной и роторной обмоткой последовательно. Исправный мотор загудит и начнет работу, при замыкании будет замечено нагревание цепи. Схематично это подключение выглядит так:

схема двигателя СМ Бош_2

Есть и другой вариант диагностики движка. Соединяем обмотку статора и ротора выше описанным способом, но в качестве источника питания используем специальный автотрансформатор с мощностью более 500 Ватт. Такой путь считается безопаснее, так как позволяет лучше контролировать разгон мотора и своевременно реагировать на непредвиденные ситуации. В идеале стоит подстраховаться и включить в цепь предохранитель на 5 или 10 Ампер.

При отсутствии трансформатора используется электронный регулятор. С его помощью легче контролировать мощность даваемой нагрузки, не позволяя мотору перегреться. Интересно, что подобное устройство можно сделать своими руками: нужно лишь найти в интернете соответствующую схему.

Новичкам проще протестировать мотор наглядно. К примеру, после запуска движка оценить, насколько сильно искрятся щетки коллектора. Если искр много, значит, в системе произошел сбой – необходимо разбирать двигатель и проводить расширенную диагностику.

Отслоение ламелей

Часто не работает двигатель из-за потерянного контакта с секцией роторной обмотки. Это происходит, если ламели мотора или рядом находящаяся с ними проволока не в порядке. Поступающий на движок ток не доходит до ротора вообще или его сила существенно выше номинального уровня. В любом случае возникает угроза короткого замыкания или перегревания.

Ламели – это металлические пластины, которые клеятся на вал коллектора и помогают передавать ток по цепи. При электросоединении с секциями обмотки создаются особые крючки, необходимые для лучшего контакта. Однако в ходе эксплуатации мотора провода нередко цепляются за выступающие элементы и обрываются. При ремонте необходимо восстановить целостность устройства.

Эксплуатировать двигатель с отслоившимися ламелями опасно – возможно короткое замыкание со всеми вытекающими.

Сложнее, если ламели отслаиваются. Причина подобной поломки – чрезмерный нагрев, возникающий из-за замыкания или роторного заклинивания. Через пластины проходит ток, по силе превышающий рабочий уровень, что приводит к перегреванию и отслойке тонкого металла. Как показывает практика, чаще отхождение происходит из-за:

  • неисправных подшипников, которые резко «стопорят» мотор;
  • запущенной стирки с незафиксированными барабанными створками в вертикальной стиралке, что приводит к внезапной остановке системы.

проблема с ламелями

Ламели не отслаиваются без причины. Более того, их отхождение явно говорит о сопутствующих поломках двигателя или неправильной эксплуатации автомата. Необходимо не только устранить саму неполадку, но и провести «работу над ошибками».

Если ламели отслоились несильно, на 0,5 мм и менее, то ремонт двигателя ограничится проточкой вала на специальном станке. Придется выявить все отхождения, зачистить их, а после внимательно осмотреть обработанные участки, убрав пыль и заусенцы.

Подтвердить отслойку ламелей можно ручным тестом. Достаточно медленно прокрутить ротор ладонью и прислушаться: если слышится характерный треск, значит, пластины цепляются за обмотку.

Меняем щетки своими руками

Если двигатель перестал работать из-за стершихся электрощеток, то решить проблему просто – демонтировать старые и установить новые. Первым шагом необходимо позаботиться о замене и приобрести аналогичные запчасти. Подбор комплектующих осуществляется по серийному номеру стиральной машины или мотора. Идеальный выход – снять испорченные щетки и принести их в магазин.

Наугад выбирать электрощетки нельзя. Даже на стиралках от Bosch используются детали различных типов: в корпусе и без, с центральными и угловыми контактами. Чтобы не ошибиться, важно внимательно рассмотреть ассортимент и назвать продавцу марку и серийный номер автомата. Особенно, если аналог заказывается из интернет-магазина.

Щетки устанавливаются непосредственно на движке. Чтобы заменить их, необходимо сначала вынуть мотор из автомата. Действуем так:

  • отодвигаем заднюю панель от корпуса, отвинтив все предусмотренные болты;
  • находим двигатель, расположенный под барабаном;
  • скидываем приводной ремень, потянув на себя с одновременным прокручиванием шкива;
  • освобождаем проводку от контактов двигателя;
  • ослабляем удерживающие мотор болты (подойдет ключ на 8 мм);
  • вытаскиваем движок из посадочного места, раскачивая его корпус в стороны.

Рекомендуется фиксировать все манипуляции на фото- или видео камеру, чтобы избежать ошибок при обратной сборке.

Вытащенный из стиралки двигатель кладем на ровную сухую поверхность и продолжаем ремонт. Необходимо найти две электрощетки, закрепленные по бокам корпуса, снять их и осмотреть. Последовательность такая:

  • отсоединить подведенный к футляру электрощетки провод;
  • сдвинуть контакт вниз;
  • растянуть пружину;
  • вытащить щетку.

Затем футляр щетки раскрывается, а имеющийся в нем угольный наконечник измеряется. Если длина «уголька» менее 0,7 см, значит, необходима замена. Устанавливаем новый стержень в гнездо, сжимаем пружину, фиксируем в посадочном месте, сдвигаем контакт вверх и подключаем проводку.

Вторая щетка демонтируется и устанавливается по аналогичной инструкции. При этом не важно, стерта ли она – угольные стержни всегда меняются парой. После возвращаем мотор на место и собираем стиралку, действуя в обратном порядке:

  • вставляем движок в «гнездо» и фиксируем крепежами;
  • подключаем проводку;
  • натягиваем приводной ремень, сначала надев на шкив, а после, прокручивая, на большое колесо;
  • собираем корпус, прикрутив заднюю панель.

Осталось только проверить новые электрощетки. Включаем быструю стирку и оцениваем работу мотора. Если двигатель запустился и вращает барабан в прежнем режиме, значит, все сделано правильно.

Обмотки оборвались или замкнули

Проблемы с разгоном возникают и при поврежденной обмотке: мотор не запускается или вращает барабан очень слабо. Дело в том, что в проволочных витках происходят короткие замыкания, движок начинает перегреваться, срабатывает термистор, и система в целях безопасности экстренно вырубает питание. При очередном запуске ситуация повторяется вплоть до сгорания датчика температуры, а после выходит из строя и сам двигатель.

пробило обмотку мотора

Проверяется обмотка мультиметром по следующему алгоритму:

  • включаем тестер в режим «Омметр»;
  • цепляем щупы к соседним ламелям;
  • оцениваем сопротивление (норма – от 0,1 до 0,4 Ом).

Самостоятельно ремонтировать обмотку очень опасно. Лучше обратиться к профессионалам или приобрести новый двигатель.

   

Комментарии читателей

  • Поделитесь своим мнением - оставьте комментарий

Добавить комментарий