Ремонт двигателя стиральной машины Бош
Самостоятельный ремонт двигателя стиральной машины Bosch возможен не при всех поломках. Заменить стертые электрощетки сможет даже мастер-новичок, а сточить ламели или наладить обмотку, нет – это куда сложнее и рискованнее. В любом случае сначала необходимо провести диагностику мотора и уточнить проблему. Проверить двигатель на работоспособность можно несколькими способами. Предлагаем рассмотреть все варианты диагностики, а также инструкции по устранению неисправностей.
Варианты проведения проверки
Практически все стиралки от Bosch оснащены двигателями коллекторного типа, которые раскручивают барабан через ременную передачу. Преимущество данных моторов в том, что их можно тестировать в домашних условиях. Главное, изучить электротехническую схему движка и помнить о правилах безопасности. Подключение в большинстве коллекторных двигателей организуется по следующей схеме:
Так, соблюдается определенная последовательность. Поданные на мотор 220 Вольт сначала поступают на управляющий симистор, после чего ток идет на контакты реле реверса (II или I), затем на обмотку статора и ротор. Сигнал на переключение режимов и варьирование мощности подает управляющая плата через трансформатор и контактные группы командоаппарата. Регулирует скорость разгона движка тахогенератор, расположенный на корпуса, а сглаживают исходящую силу трения электрощетки.
На стиральных машинах Bosch устанавливаются коллекторные двигатели, подразумевающие ременную передачу.
Статорная обмотка имеет две секции, что позволяет снижать вероятность помех, которые могут возникнуть из-за искр на коллекторе. За счет перемены полярности на проволоке осуществляется смена стороны вращения барабана. При переходе на отжим задействуется предусмотренный отвод. В таком случае электричество подключается к одному из крайних выводов и самому отводу. Если последний опущен, значит, стиралка работает только на стандартном режиме, при этом движение вала медленное и плавное.
Чтобы протестировать коллекторный двигатель своими руками, нужно подать на устройство электричество напрямую. Разряд идет при соединении со статорной и роторной обмоткой последовательно. Исправный мотор загудит и начнет работу, при замыкании будет замечено нагревание цепи. Схематично это подключение выглядит так:
Есть и другой вариант диагностики движка. Соединяем обмотку статора и ротора выше описанным способом, но в качестве источника питания используем специальный автотрансформатор с мощностью более 500 Ватт. Такой путь считается безопаснее, так как позволяет лучше контролировать разгон мотора и своевременно реагировать на непредвиденные ситуации. В идеале стоит подстраховаться и включить в цепь предохранитель на 5 или 10 Ампер.
При отсутствии трансформатора используется электронный регулятор. С его помощью легче контролировать мощность даваемой нагрузки, не позволяя мотору перегреться. Интересно, что подобное устройство можно сделать своими руками: нужно лишь найти в интернете соответствующую схему.
Новичкам проще протестировать мотор наглядно. К примеру, после запуска движка оценить, насколько сильно искрятся щетки коллектора. Если искр много, значит, в системе произошел сбой – необходимо разбирать двигатель и проводить расширенную диагностику.
Отслоение ламелей
Часто не работает двигатель из-за потерянного контакта с секцией роторной обмотки. Это происходит, если ламели мотора или рядом находящаяся с ними проволока не в порядке. Поступающий на движок ток не доходит до ротора вообще или его сила существенно выше номинального уровня. В любом случае возникает угроза короткого замыкания или перегревания.
Ламели – это металлические пластины, которые клеятся на вал коллектора и помогают передавать ток по цепи. При электросоединении с секциями обмотки создаются особые крючки, необходимые для лучшего контакта. Однако в ходе эксплуатации мотора провода нередко цепляются за выступающие элементы и обрываются. При ремонте необходимо восстановить целостность устройства.
Эксплуатировать двигатель с отслоившимися ламелями опасно – возможно короткое замыкание со всеми вытекающими.
Сложнее, если ламели отслаиваются. Причина подобной поломки – чрезмерный нагрев, возникающий из-за замыкания или роторного заклинивания. Через пластины проходит ток, по силе превышающий рабочий уровень, что приводит к перегреванию и отслойке тонкого металла. Как показывает практика, чаще отхождение происходит из-за:
- неисправных подшипников, которые резко «стопорят» мотор;
- запущенной стирки с незафиксированными барабанными створками в вертикальной стиралке, что приводит к внезапной остановке системы.
Ламели не отслаиваются без причины. Более того, их отхождение явно говорит о сопутствующих поломках двигателя или неправильной эксплуатации автомата. Необходимо не только устранить саму неполадку, но и провести «работу над ошибками».
Если ламели отслоились несильно, на 0,5 мм и менее, то ремонт двигателя ограничится проточкой вала на специальном станке. Придется выявить все отхождения, зачистить их, а после внимательно осмотреть обработанные участки, убрав пыль и заусенцы.
Подтвердить отслойку ламелей можно ручным тестом. Достаточно медленно прокрутить ротор ладонью и прислушаться: если слышится характерный треск, значит, пластины цепляются за обмотку.
Меняем щетки своими руками
Если двигатель перестал работать из-за стершихся электрощеток, то решить проблему просто – демонтировать старые и установить новые. Первым шагом необходимо позаботиться о замене и приобрести аналогичные запчасти. Подбор комплектующих осуществляется по серийному номеру стиральной машины или мотора. Идеальный выход – снять испорченные щетки и принести их в магазин.
Наугад выбирать электрощетки нельзя. Даже на стиралках от Bosch используются детали различных типов: в корпусе и без, с центральными и угловыми контактами. Чтобы не ошибиться, важно внимательно рассмотреть ассортимент и назвать продавцу марку и серийный номер автомата. Особенно, если аналог заказывается из интернет-магазина.
Щетки устанавливаются непосредственно на движке. Чтобы заменить их, необходимо сначала вынуть мотор из автомата. Действуем так:
- отодвигаем заднюю панель от корпуса, отвинтив все предусмотренные болты;
- находим двигатель, расположенный под барабаном;
- скидываем приводной ремень, потянув на себя с одновременным прокручиванием шкива;
- освобождаем проводку от контактов двигателя;
- ослабляем удерживающие мотор болты (подойдет ключ на 8 мм);
- вытаскиваем движок из посадочного места, раскачивая его корпус в стороны.
Рекомендуется фиксировать все манипуляции на фото- или видео камеру, чтобы избежать ошибок при обратной сборке.
Вытащенный из стиралки двигатель кладем на ровную сухую поверхность и продолжаем ремонт. Необходимо найти две электрощетки, закрепленные по бокам корпуса, снять их и осмотреть. Последовательность такая:
- отсоединить подведенный к футляру электрощетки провод;
- сдвинуть контакт вниз;
- растянуть пружину;
- вытащить щетку.
Затем футляр щетки раскрывается, а имеющийся в нем угольный наконечник измеряется. Если длина «уголька» менее 0,7 см, значит, необходима замена. Устанавливаем новый стержень в гнездо, сжимаем пружину, фиксируем в посадочном месте, сдвигаем контакт вверх и подключаем проводку.
Вторая щетка демонтируется и устанавливается по аналогичной инструкции. При этом не важно, стерта ли она – угольные стержни всегда меняются парой. После возвращаем мотор на место и собираем стиралку, действуя в обратном порядке:
- вставляем движок в «гнездо» и фиксируем крепежами;
- подключаем проводку;
- натягиваем приводной ремень, сначала надев на шкив, а после, прокручивая, на большое колесо;
- собираем корпус, прикрутив заднюю панель.
Осталось только проверить новые электрощетки. Включаем быструю стирку и оцениваем работу мотора. Если двигатель запустился и вращает барабан в прежнем режиме, значит, все сделано правильно.
Обмотки оборвались или замкнули
Проблемы с разгоном возникают и при поврежденной обмотке: мотор не запускается или вращает барабан очень слабо. Дело в том, что в проволочных витках происходят короткие замыкания, движок начинает перегреваться, срабатывает термистор, и система в целях безопасности экстренно вырубает питание. При очередном запуске ситуация повторяется вплоть до сгорания датчика температуры, а после выходит из строя и сам двигатель.
Проверяется обмотка мультиметром по следующему алгоритму:
- включаем тестер в режим «Омметр»;
- цепляем щупы к соседним ламелям;
- оцениваем сопротивление (норма – от 0,1 до 0,4 Ом).
Самостоятельно ремонтировать обмотку очень опасно. Лучше обратиться к профессионалам или приобрести новый двигатель.
Интересное:
- Поделитесь своим мнением - оставьте комментарий
Рубрики
Ремонт стиральной машины
Для покупателей
Для пользователей
Посудомоечная машина
Добавить комментарий