Ошибка F12 в стиральной машине Бош
Прелесть современных стиралок в том, что они автоматически проводят диагностику автомата и при обнаружении неполадок сообщают пользователю – через шифр на дисплее или индикацию светодиодов панели. В любом случае можно быстрее определить причину и устранить ее. Но, чтобы наметить план действий, необходимо правильно расшифровать сигнал. Если высветилась ошибка F12 на машинке Bosch, то система самодиагностики зафиксировала сбой в работе электродвигателя. Рассмотрим подробнее, что именно сломалось и как это отремонтировать.
F12 русским языком
Для расшифровки кода ошибки F12 достаточно заглянуть в инструкцию. Одного взгляда хватит, чтобы понять – возникли неполадки с электромотором. Точнее система самодиагностики не скажет, придется проводить расширенную проверку.
Прежде чем вынимать движок, обрисуем возможный круг неполадок. Так, приводят к F12 следующие проблемы:
- стершиеся наконечники на электрощетках;
- отслоившиеся ламели;
- оборванная обмотка.
Чаще всего на Бош высвечивается «F12» из-за изношенных электрощеток.
Чтобы точнее определить, кто виноват в сбое и что делать дальше, необходимо последовательно проверить каждую обозначенную «точку». Лучше начать с электрощеток, так как несложно заменить их своими руками в домашних условиях. Если же привели к F12 проблемы с ламелями или обмоткой, то без замены двигателя и обращения в сервисный центр не обойдется.
Ход проверки мотора
В любом случае причина появления F12 «спрятана» в электродвигателе. Поэтому необходимо достать мотор из корпуса стиралки и проверить на работоспособность каждую проблемную деталь. Порядок действий такой:
- отключаем Bosch от электросети и канализации;
- разворачиваем «задником» к себе;
- снимаем заднюю стенку автомата;
- находим двигатель, расположенный в нижней части корпуса;
- убираем приводной ремень со шкива;
- ослабляем центральный удерживающий болт;
- раскачиваем мотор и тянем на себя, снимая с посадочного места.
Перед разборкой стиральной машины необходимо убедиться, что техника отключена от питающих коммуникаций!
Прежде чем пытаться починить движок, стоит немного погрузиться в его устройство. Вспоминаем, что в автоматах Bosch используются коллекторные моторы, компактные и мощные. Импульс от двигателя передается на барабанный вал через приводной ремень.
Теперь о «внутренностях». На корпусе мотора располагаются тахогенератор, контролирующий степень его вращения и передающий скоростные данные на плату управления. Рядом с датчиком, по обеим сторонам движка, находятся электрощетки, сглаживающие силу трения. Еще две неотъемлемые составляющие – ротор и статор.
В первую очередь необходимо проверить работоспособность двигателя в целом.
- Налаживаем контакт между обмотками статора и ротора.
- Подаем на них напряжение в 220В;
- оцениваем результат (если началось вращение, значит, все в порядке).
Однако данная проверка имеет свои риски и сложности. Во-первых, нельзя протестировать работу мотора в разных режимах. Во-вторых, подача напряжения напрямую грозит коротким замыканием из-за перегревания движка. Чтобы снизить вероятность перегрева, рекомендуется включить в цепь нагреватель, который возьмет на себя основную мощь от 220 В. Двигатель прошел проверку? Значит, на очереди точечная диагностика – оценка состояния щеток, ламелей и обмотки.
Начните со щеток
Начать лучше со щеток. Со временем угольные наконечники стираются об корпус мотора, из-за чего сила трения не сглаживается, и появляются искры. Все это приводит к нарушенной работе двигателя и высвечиванию ошибки F12.
Проверяется целостность щеток просто:
- находим расположенные по обеим сторонам щетки – их две;
- ослабляем удерживающие их саморезы;
- разбираемся с пружинным механизмом и снимаем щетки;
- вскрываем каждый корпус;
- замеряем длину «угольков» (минимум – 1,5 см).
Меняются сразу две электрощетки!
Если угольный наконечник стерся, то неисправность обнаружена. В таком случае необходимо приобрести две аналогичные щетки и заменить ими старые.
Прочие элементы двигателя
Щетки прошли проверку? Значит, переходим к диагностике ламелей. Это металлические пластины, которые клеятся непосредственно на вал и передают ток на обмотку. Если происходит отслаивание, передача нарушается, и мотор не способен работать на полную мощность. Ремонт незначительных отслоек ограничивается заточкой поверхности движка на токарном станке, при сильных деформациях поможет только замена всего узла.
Испорченные ламели выдают себя наличием отслоек и «заусенец».
Приводит к остановке двигателя и поврежденная обмотка. Чаще всего проблема в том, что происходит утечка тока, короткое замыкание, последующий перегрев мотора и срабатывание термистора. Плата управления фиксирует неполадку и выводит код ошибки. Подтверждается догадка так:
- включаем мультиметр на измерение Омов;
- подсоединяемся к ламелям;
- сравниваем результат с нормой в 20-200 Ом.
На «финише» проверяем зуммером и статор. Если раздался писк, то мотор придется менять. Заниматься ремонтом поврежденной обмотки очень хлопотно и дорого – проще и выгоднее приобрести новый двигатель.
Интересное:
Добавить комментарий Отменить ответ
Рубрики
Ремонт стиральной машины
Для покупателей
Для пользователей
Посудомоечная машина
Щетки и двигатель в рабочем состоянии. Проводка целая. Таходатчик в норме. На схеме была щеточная пыль. Почистил. На любом режиме выкидывает F12 через 10 секунд после выключения. Вход в сервисный режим не помогает. Ошибка исчезает и снова проявляется. Bosch Maxx Advantage. Подскажите, может неправильно захожу в сервисный режим? Зажимаю кнопку старт и поворачиваю селектор против часовой на две позиции.